'
Радиостанции портативные, автомобильные, базовые
Радиомодемы 3G, GSM  сотовые модемы
Антенны, автомобильные, базовые. VHF, UHF, GSM, CDMA
Блоки питания и преобразователи напряжения
GSM ретрансляторы

[о компании] [информация]
\на главную\информация\радиословарь


 

тел.(495) 220-95-14, info@mobilradio.ru
поставка по России, СНГ
 

Модуляция с пилот-тоном. Стереосигнал

Принципы передачи стереосигнала в радиовещания

Модуляция с пилот-тоном – это особый вид амплитудной модуляции, когда верхняя и нижняя огибающие модулированного колебания различны и изменяются в соответствии с передаваемыми сигналами. Эта модуляция принята западным стандартом УКВ трансляции и используется для стереофонического вещания в США и Западной Европе.

В диапазоне частот УКВ CCIR для организации стереорадиовещания применяется модуляция с пилот-тоном. Данная технология имеет много общего с системой с полярной модуляцией.

Комплексный стереосигнал

В этом виде модуляции используется сложный сигнал, называемый комплексным стереосигналом (КСС), низкочастотная часть которого (30—15000 Гц) содержит полусумму сигналов левого и правого каналов. Для обеспечения совместимости с монофоническими приемниками при модуляции с пилот-тоном в полосе частот 30-15000 Гц также передается суммарный сигнал (L+R), а для обеспечения стереоприема в полосе частот 23-53 кГц — разностный звуковой сигнал (L-R), полученный методом амплитудной балансной модуляции дополнительной поднесущей с частотой 38 кГц.

При балансной модуляции с целью уменьшения излучаемой передатчиком мощности сигнал несущей частоты полностью подавляется, и на выходе балансного модулятора остаются лишь две боковые полосы модулированного радиосигнала. Это заметно повышает эффективность использования мощности передатчика, которая не несет в себе информации. С другой стороны балансная модуляция порождает другую проблему: для того, чтобы получить в приемнике первоначальный спектр исходного АМ-сигнала, приходится передавать дополнительный пилот-сигнал с частотой вдвое меньшей, чем поднесущая (то есть 19 кГц). Стереодекодере приемника несущая частотой 38 кГц восстанавливается путем удвоения частоты пилот-сигнала.

Отметим также, что обязательным элементом стереодекодера в системе с пилот-тоном является режекторный фильтр-пробка для пилот-тона на частоту 19 кГц (МРХ-фильтр). Его необходимость вызвана тем, что при записи стереопрограмм с приемника на кассетные деки оснащенные шумоподавителем системы Dolby, неподавленный пилот-тон будет восприниматься схемой шумоподавления магнитофона как полезный звуковой сигнал. Это с неизбежностью приведет к нарушению нормальной работы схемы шумоподавителя. Проблема настолько серьезна, что, несмотря на наличие такого же фильтра на выходе приемника, практически все кассетные деки с «шумодавами» Dolby до сих пор в обязательном порядке имеют еще и собственный МРХ-фильтр.